«Главное – верить и действовать, и всё получится»

Мы поговорили с Владом Плахотнюком, руководителем ретро-сектора «Укрзализницы», о сохранении железнодорожного наследия в Украине.
Михаил Кончиц, 15.11.16
Одна из главных целей Влада – вывести тему железнодорожной истории Украины на европейский уровень.
Вместе с другими энтузиастами Влад прорабатывает 25 новых маршрутов ретро-поезда

– Влад, привет! Недавно я увидел новость про запрет разборки последних узкоколеек в Украине, и там фигурировал так называемый ретро-сектор «Укрзализницы». Стало интересно, откуда в структуре государственного перевозчика вдруг возникло такое подразделение. Ведь не секрет, что обычно собственники железнодорожной инфраструктуры стараются избавиться от «непрофильной» деятельности, отдавая заботу об историческом наследии на железной дороге энтузиастам и некоммерческим структурам. Здесь же всё наоборот. Расскажи, как удалось создать ретро-сектор и чем он занимается?

 

– Приветствую! Когда в 2014-2015 годах в Украине почему-то решили уничтожить некоторые паровозы, которые стояли на базах запаса в комплектном законсервированном состоянии, мы с ребятами-энтузиастами создали общественную организацию «Железнодорожное наследие Украины», обратились к заместителям министра инфраструктуры Александру Каве и Владимиру Омеляну, просто написали им на фейсбуке, рассказали о проблеме. Объяснять о важности сохранения железнодорожной истории не пришлось: чиновники высокого ранга сами прекрасно понимали такую необходимость и знали, как обстоят дела с этой темой в европейских странах. Был дан запрет на порезку паровозов, и меня с товарищем пригласили в министерство. Мы подготовили информацию – сколько у нас паровозов, ретровагонов, где они и в каком состоянии, – и предложили варианты развития этого направления. В Мининфраструктуры была создана рабочая группа, которую лично возглавил на тот момент заместитель, а ныне министр Владимир Омелян. Мы начали системно работать: министерство, железная дорога, энтузиасты. В связи с тем, что большинство единиц ретроподвижного состава и старинной железнодорожной архитектуры находятся на балансе «Укрзализницы», руководство министерства предложило создать небольшой сектор в структуре УЗ, который будет заниматься сохранением исторического подвижного состава, развитием узкоколеек, детских железных дорог, железнодорожных музеев, а также туристическими поездками с паровозами. Многие железнодорожные чины не хотели видеть такой сектор в структуре УЗ, так как не хотели дополнительной работы, но они поняли, что сектор фактически разгрузит дороги и возьмёт на себя всё управление по ретро-тематике как единый центр.

 

– Как лично ты пришёл к руководству ретро-сектором? Этому ведь не учат в ВУЗах. Вообще есть ощущение, что в сфере развития туризма на железной дороге крутятся одни сплошные энтузиасты, постепенно вырастающие в специалистов данной сферы.

 

– На рабочую группу в министерство надо было готовить много информации: презентации, статистику, предложения, программы развития; собирать нужных людей. Мне предложили возглавить новосозданную структуру, наверное, как активному участнику процесса. Но и далеко не все, скажем так, хотели или были готовы бросить всё и пойти работать на железную дорогу, впрячься в эту работу, так как впереди её был непочатый край. Мне пришлось кое-чем пожертвовать, но в любом случае это хорошо, когда можно заниматься любимым делом и получать за это зарплату. У нас в секторе – все из энтузиастов. И я думаю, что это хороший пример для всех, кто хочет что-то менять к лучшему в стране, создавать интересные и полезные проекты, – нужно верить в себя и много работать.

 

– Мы хорошо знаем самые известные украинские узкоколейки: Гайворон, Полесский трамвай, Выгоду, Боржавскую дорогу. И много раз мелькали новости, что вот-вот их закроют из-за убытков, всё разберут на металлолом. Но поезда продолжают ходить по ним, упорно развенчивая слухи о своей скорой кончине. Как получается отбить «закрывальщиков»? Какие есть планы по развитию туризма на этих дорогах?

 

– На данный момент любой разумный человек понимает, что на узкоколейке можно создать туристический центр, зарабатывать имидж и деньги. Руководство «Укрзализницы» просто направило указания в региональные филиалы про запрет любого демонтажа и уничтожения всего, что там есть.

Мы имеем предложения от иностранных инвесторов и организаций, которые занимаются развитием узкоколеек в Европе и успешно реализовали несколько таких проектов. Также нужно пересмотреть тарифы и вести работу по снижению налогов на землю под железной дорогой. Если местные общины хотят, чтобы железная дорога работала и была комфортной для жителей, то и они должны создавать такие условия для нас.

logoniz

 

© ООО "Заповедные железные дороги", 2017

heritagerws@gmail.com

Политика конфиденциальности

Информация о платежах

vk   ig   fb   tg

top