Экскурсии в глубинку
Туры на ретро-поездах
Старинные вокзалы
В глубоко советские годы лесная промышленность страны развивалась ударными темпами: заготавливались миллионы кубометров леса, в глухой тайге росли новые посёлки, по рекам сплавлялись добытые стволы. Для перевозки хлыстов от перевалочных пунктов в сторону делянок строились сотни километров узкоколейных железных дорог. Жизнь в лесных регионах кипела, гудела и урчала.
Но столь массовая заготовка леса неминуемо привела к печальным последствиям: реки обмелели, а лесной фонд заметно сократился, ценных хвойных пород осталось немного. К 2000-м годам во многих областях сложилась картина "всё вырубили". Закрывались леспромхозы, а узкоколейки разбирались на металлолом. Смотря на топокарту 80-х г.г., то тут то там видишь вьющиеся усы маленькой железки, но скорее всего от неё уже осталась только лесная просека.
Чуть больше повезло тем узкоколейкам, которые служат единственным транспортным сообщением оставшимся обитаемым лесным посёлкам. Один из таких примеров - деревни Поперчека и Максим в Верхтоемском районе Архангельской области. С большой землёй их соединяет 30-километровая линия узкоколейки из посёлка Авнюгский; раньше по ней возили лес, но не сколько лет назад вывозить лес стали автотранспортом, а пассажирский поезд остался в ходу.
И теперь два раза в неделю по Авнюжской УЖД катится поезд с вагончиком в цветочек, раскрашенным местными детьми. Дорогу содержит местный житель: ремонтирует полотно, рубит кусты, контролирует движение дрезин. На поезде в поселковый магазин ездит колбаса, хлеб, стиральный порошок и всё то, что вы лёгким движением руки берёте в ближайшем супермаркете.
Добрая северная природа, озёра, уютные избы и такой густой запах с окрестных болот... Даже не верится, что с берегов Сойги когда-нибудь уйдёт жизнь... Местные жители рады туристам, но как же далеко их чудесные места от любого города! А может, в этом и есть прелесть Авнюжской узкоколейки?