Экскурсии в глубинку
Туры на ретро-поездах
Старинные вокзалы
Электричка Буй – Вологда, миновав деревню Шушкодом, останавливается на станции Вохтога. К ней спешат толпы местных жителей. За окном невзрачный вокзал, покрытый серым сайдингом. Навстречу проносится длинный грузовой состав. Где-то неподалёку, рядом с основными путями проходит в стороне ещё один, а возле него небольшая платформа и деревянное здание вокзала. Это станция Вохтога-II – начальный пункт самой длинной ведомственной железной дороги в России – Монзенской.
Пути уходят в сторону от магистрали и вьются вдоль границы Вологодской и Костромской областей более 200 километров. По линии равномерно раскиданы ещё обитаемые лесные посёлки, между которыми то и дело ездят колоритные советские мотовозы, напоминающие железный мир Кин-дза-дзы. На станциях в небольших деревянных будочках обитают стрелочники и дежурные; собаки провожают проезжающие составы, а рельсы утопают в сочной траве. Где-то в лесу то и дело попадаются ржавеющие семафоры – свидетели былых времён, когда движение было интенсивнее, а трава зеленее.
На полпути от Вохтоги до Иды находится станция Ламса, откуда отходит тупиковое ответвление на Солигалич. Здесь работает основной грузоотправитель дороги – известковый комбинат, а сам город настолько богат резными избами, церквями и видами реки Костромы, что вот стоит прямо сейчас засобираться туда и немедленно отправляться.
Когда-то были планы сделать из Монзенской дороги сквозную магистраль аж до Великого Устюга, но планы-планами, а сейчас железка обрывается где-то совсем непонятно где, и последние её несколько десятков километров заставлены законсервированными вагонами, образующими, наверное, самый длинный состав в стране.
Говорят, несколько часов медитативной поездки на монзенском мотовозе омолаживают на несколько лет, очищают душу от стрессов и наполняют её железнодорожной благодатью вместо стрессов.