Экскурсии в глубинку
Туры на ретро-поездах
Старинные вокзалы
В России много болот. Очень много. Называются они по-разному: кто болото Океан, кто Великий Мох, или Катин Мох. А в Архангельской области есть два небольших болотца с названиями "болото 50-й километр" и "53-й километр". Представляете? Покоился тысячелетиями на этом месте сфагнум в жиже, безотносительно окружающих его мест, как вдруг стал связан с какими-то другими явлениями - лесами, деревнями, людьми и... узкоколейкой. Ведь именно её километры легли в основу наименования ничего не подозревавших болот. И до сих пор лежат пятидесятые километры стального пути в царстве пушицы и комаров.
На Севере вся жизнь кипит вдоль рек и побережий, а на обширных водоразделах если и есть какая жизнь, то разве что в руках лесозаготовителей. Вот и здесь, под Северодвинском в послевоенные годы развернулось вторжение хозяйства вглубь нетронутой тайги. Летели щепки, а за ними тянулась свежая железная дорога. На ней выросли два посёлка: здесь! Зачем? Среди болот, в этом холодном и суровом краю, вдалеке от рек? Но зато в полном уединении и на берегу озёр. В краю озёр!
В 2010 году Кудемская дорога нежданно-негаданно вошла в список самых красивых железных дорог мира по версии "Форбс". Как и почему - не спрашивайте :) Может, и не в десятке, но дорога действительно не лишена приятных глазу видов: извилистое полотно проходит через свежие сосновые леса с озёрами, а конечная станция пассажирского поезда находится на живописном берегу Белого озера.
Редкий пример, когда местные власти взяли под свою опеку столь длинную узкоколейку - именно благодаря этому здесь всё ещё ходит пассажирский поезд, возит летом дачников в вагончиках и на открытых платформах.