Экскурсии в глубинку
Туры на ретро-поездах
Старинные вокзалы
Самая северная часть Уральских гор – Полярный Урал – местность с суровым характером: на многие километры вокруг расстилается лишь бескрайняя тундра и горные хребты, покрытые скудной растительностью. Однако и здесь есть жизнь – и в первую очередь благодаря тому, что существует железная дорога, связывающая районы Полярного Урала и города Лабытнанги и Салехард с Большой землей.
Начинается этот путь от станции Чум Северной железной дороги и постепенно переходит из границ республики Коми в Ямало-Ненецкий автономный округ – между станциями Полярный Урал и Собь. Местность за окном поезда из болотистой и лесистой становится все более безжизненной: кривые елки и редкие березы, изо всех сил сражающиеся с жестокими ветрами и морозами, смотрятся беззащитно на фоне бесконечных просторов тундры, особенно зимой. В это время пути едва успевают очищать от снега, и поезд, словно ледокол, бороздит высокие сугробы, от которых не спасают даже заградительные сооружения.
Вдоль линии Чум-Лабытнанги до самой конечной станции встречаются лишь небольшие поселения. Кажется, что дороги здесь быть не может, а горы, виднеющиеся в тумане, являются миражом уставших от яркой белизны снега глаз. Однако после станции Полярный Урал, находящейся на географической границе Европы и Азии, изрезанные складками склоны буквально вырастают за окнами поезда, напоминая огромных спящих мамонтов…
Несмотря на то, что протяженность линии Чум-Лабытнанги немногим больше 190 км, поезд проезжает их за целых шесть часов: сказываются непростые условия местности, по которой проходит дорога. Когда-то эта ветка задумывалась как часть огромной Трансполярной магистрали, связывающей Обь и Енисей, а идеи ее сооружения высказывались задолго до сталинских времен, когда такая стройка действительно началась.